Конец года – время научных отчетов и подведения итогов. Мы с радостью можем отметить, что в нашу редакцию поступает все больше материалов, знакомящих читателей с оригинальными исследованиями. В связи с этим мы приняли решение посвятить номер работам только этой тематики.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
У отдельных групп пациентов доминирующим проявлением плоскоклеточного рака анального канала являются метастазы в па раректальную клетчатку.
Целью данного исследования было оценить безопасность и эффективность химиолучевой терапии, прогноз заболевания у данной категории пациентов.
Материалы и методы. В данное ретроспективное исследование включались больные с гистологически верифицированным плоско клеточным раком анального канала, которые направлялись на лечение с исходным диагнозом «гастроинтестинальная стромальная опухоль» или «рак прямой кишки», а также пациенты, у которых размеры пораженных регионарных лимфатических узлов превышали размеры первичной опухоли более чем в 2 раза. Мы анализировали: предшествующее лечение, диагностические и лечебные ошибки, осложнения, непосредственные и отдаленные результаты химиолучевой терапии.
Результаты. В исследование были включены 6 пациенток. Размеры первичной опухоли составили от 0,5 до 6,5 см (медиана 1,7 см), размеры наиболее крупного метастаза – от 4,2 до 7,4 см (медиана 6,4 см). Всем пациенткам была проведена химиолучевая терапия по радикальной программе. Осложнения III степени развились у 6 больных, осложнения IV степени – у 2. Медиана наблюдения составила 15,5 мес. У 5 из 6 пациенток удалось добиться стойкой полной резорбции опухоли. Одна пациентка погибла от прогрессирования заболевания (неполная резорбция первичной опухоли, множественные метастазы в печень и легкие).
Заключение. При правильном построении лечебной тактики прогноз больных с крупными метастазами плоскоклеточного рака в параректальную клетчатку не отличается от такового в общей лечебной группе.
Введение. Актуальность проблемы обучения специалистов технике лапароскопических вмешательств связана с широким вне дрением малоинвазивных технологий в хирургическую практику. Без предварительного тренинга хирург испытывает значительные трудности в координации движений и навигации инструментов, что может привести как к увеличению продолжительно сти оперативного пособия, так и к повреждению внутренних органов и сосудистых структур у пациента. Многие факторы влияют на уровень мануальных навыков курсантов в начале обучения, которые в дальнейшем отражаются на продолжительности и, следовательно, стоимости обучения.
Цель работы – оценить влияние начального уровня базовых мануальных навыков на продолжительность обучения.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 255 слушателей: студенты медицинских вузов, интерны, ординаторы и практикующие врачи хирургических специальностей. Перед обучением проводили тестирование мануальных навыков в виде однократного последовательного выполнения упражнений 1 («перекладывание предметов») и 2 («вырезание круга») в коробочковом тренажере. Далее был проведен анализ корреляции результатов тестирования на скорость формирования базовых лапароскопических навыков.
Результаты. По итогам проведенного тестирования только 20 % врачей показали результат менее 110 с и были готовы к дальнейшему обучению технике интракорпорального шва. Считаем, что все студенты, интерны/ординаторы и бóльшая часть вра чей должны начинать обучение лапароскопической технике с блока базовых упражнений. При анализе была выявлена корреляция между результатами выполнения упражнений 1 и 2 и количеством их повторений для достижения необходимого уровня (r = 0,66).
Выводы. Однократное выполнение упражнений «перекладывание предметов» и «вырезание круга» перед обучением позволило объективно оценить уровень владения лапароскопическими навыками, определить индивидуальный план и оптимизировать затраты на проводимое обучение.
Проблема сфинктеросохраняющих операций (ССО) при низколокализованном (на 0–6 см от анального края) раке прямой кишки (РПК) остается актуальной по сей день.
Цель исследования – повысить количество ССО у пациентов с низколокализованным РПК.
Материалы и методы. Подвергнуты анализу данные о 110 пациентах с низколокализованным РПК, рандомизированных в 3 группы. В 1-й контрольной группе хирургическое вмешательство проводили через 0–3 сут после окончания лучевой терапии (ЛТ) с суммарной очаговой дозой (СОД) 25 Гр. Во 2-й контрольной группе после идентичной ЛТ временной интервал до операции со ставил 42 ± 3 сут. В 3-й (основной) группе в дополнение к схеме 2-й группы с 1-го дня ЛТ добавили 2 курса монохимиотерапии капецитабином.
Результаты. Полный гистологический ответ был получен только при наличии посттерапевтического интервала у 16,6 % пациентов во 2-й группе и у 12,8 % в основной. Количество ССО составило 40,0 % в 1-й группе, 70,0 % – во 2-й и 77,0 % в основной группе. Послеоперационные осложнения наблюдались у 37,5 % пациентов 1-й группы, у 26,6 % 2-й группы и у 17,9 % больных основной группы.
Выводы. Проведение химиолучевого лечения в предоперационном периоде позволило увеличить количество сфинктеросохраняющих вмешательств без роста числа послеоперационных осложнений.
Введение. Целью данного исследования было сравнить непосредственные и отдаленные результаты короткого курса предопера ционной химиолучевой терапии у больных раком прямой кишки, получавших капецитабин или тегафур.
Материалы и методы. В исследование включались пациенты с гистологически верифицированным раком прямой кишки стадий Т3N0M0, Т2–3N1–2M0, которым проводилась предоперационная лучевая терапия 5 × 5 Гр с использованием локальной гипер термии 41–45 °С в 3–5-й дни и введение метронидазола 10 г/м2 ректально в 3-й и 5-й дни. Больные были рандомизированы на 2 груп пы и получали химиотерапию препаратами фторпиримидина: капецитабином 1000 мг/м2 2 раза в сут перорально в 1–14-й дни или те гафуром 400 мг/м2 2 раза в сут перорально в 1–21-й дни. Оценивали токсичность терапии, лечебный патоморфоз, частоту сфинктеросохраняющих операций и отдаленные результаты.
Результаты. За 2011–2013 гг. в исследование включили 30 пациентов в группу капецитабина и 26 – в группу тегафура. Общая токсичность составила 36,7 и 50,0 % соответственно (р = 0,42), диарея III степени (наиболее частый побочный эффект) – 23,1 и 6,7 % соответственно (р = 0,13). Лечебный патоморфоз III–IV степени отмечался у у 53,3 % пациентов, получавших капеци табин, и 34,6 % пациентов, получавших тегафур (р = 0,12). Сфинктеросохраняющие операции выполнены 100 и 84,6 % пациентов соответственно (р = 0,04). Медиана наблюдения составила 32,2 и 31,6 мес в группах капецитабина и тегафура соответ ственно. Трехлетняя общая выживаемость в группах капецитабина и тегафура составила и 95,4 и 82,1 % (р = 0,13) соответственно, безрецидивная выживаемость – 91 и 74 % (р = 0,029) соответственно.
Выводы. Оба фторпиримидина продемонстрировали схожие непосредственные результаты лечения, отмечена тенденция к лучшим непосредственным результатам в группе капецитабина.
Введение. Выбор первично-радикальной операции при лечении опухолевой толстокишечной непроходимости зачастую оправды вается онкологической необходимостью удаления обтурирующей опухоли на первом этапе. Однако показатели радикальности при данном подходе недостаточно отражены в исследованиях.
Материалы и методы. Было проведено проспективное сравнительное исследование результатов лечения и патоморфологических измерений удаленных препаратов кишки у 70 больных в период с декабря 2012 по апрель 2014 г., которым мобилизацию кишки с мезоколон производили в медиально-латеральном и латерально-медиальном направлении.
Результаты. Среднее число удаленных лимфатических узлов, а также число осложнений I, II и V степени не различались. Ме диана длины лимфоваскулярного пучка увеличилась с 42 до 115 мм при правосторонней локализации опухоли и с 30 до 65 мм при ле восторонней локализации опухоли.
Выводы. Преимущества первично-радикального лечения опухолевой толстокишечной непроходимости перед отсроченной операцией остаются спорными. Однако при его осуществлении выбор должен отдаваться медиально-латеральному подходу, который позволяет добиться высокой перевязки лимфоваскулярных пучков и большего объема удаляемой клетчатки.
Цель исследования – оценить непосредственные результаты оперативных вмешательств при колоректальном раке, осложнен ном перфорацией.
Материалы и методы. Представлен ретроспективный анализ непосредственных результатов хирургического лечения 56 больных с колоректальным раком, осложненным перфорацией злокачественной опухоли, которые были пролечены в период c 2001 по 2013 г. в хирургических стационарах г. Смоленска. Пациенты с наличием диастатической перфорации толстой кишки на фоне декомпенсированой обтурационной кишечной непроходимости опухолевого генеза в исследование не включались.
Результаты. Проанализированы непосредственные результаты одно- и многоэтапных хирургических вмешательств в зависимости от распространенности перитонита и стадии злокачественного новообразования толстой кишки. Более удовлетворительные непосредственные результаты наблюдались при многоэтапном хирургическом лечении. Летальный исход при распространенном перитоните на фоне перфорации колоректального рака после таких вмешательств зафиксирован в 8 (53,3 %) случаях, тогда как при симптоматических операциях летальность составила 11 (67,8 %). При местном перитоните в случае выполнения многоэтапных операций летальность отмечена в 1 случае (7,7 %).
Обсуждение. Результаты оперативного лечения больных с перфорацией колоректального рака находятся в непосредственной зависимости от выраженности перитонита и выбора хирургической тактики.
КОНФЕРЕНЦИИ, СИМПОЗИУМЫ, СОВЕЩАНИЯ